Обзор судебной практики Ельнинского районного суда
Смоленской области за 4 квартал 2008 года.
Судебная практика по гражданским делам.
Вопросы жилищного законодательства.
Р. и Ельнинская КЭЧ МВО обратились в суд с иском к В. О выселении из служебного жилого помещения и снятии с регистрационного учета. При этом Р. указала, что в 03 мая 2004 года ей, как военнослужащей в/ч №, и членам ее семьи было предоставлено служебное жилое помещение. В декабре 2004 года ответчик, являвшийся ее мужем, ушел из семьи и перестал постоянно проживать с ними. 8 февраля 2005 года брак между ними был расторгнут. В апреле 2005 года ответчик вообще уехал из г. Ельни. Она же является основным нанимателем квартиры по договору найма жилья и считает, что ответчик утратил право пользования им, а поэтому подлежит выселению и снятию с регистрационного учета.
Представитель Ельнинской КЭЧ, являющейся по делу соистцом заявил в своем иске такие же требования о выселении В. из вышеуказанной служебной квартиры, указав что ответчик проходил военную службу по контракту в в/ч № с 23.07.2003 года по 20.06.2005 года, а потом был досрочно уволен в запас в связи с невыполнением условий контракта. За время прохождения службы в вооруженных силах РФ самостоятельного права на обеспечение жильем от Министерства обороны РФ не приобрел. С февраля 2005 года он также не является и членом семьи военнослужащей Р., в соответствии с этим не имеет никаких оснований для проживания в служебном жилом помещении Минобороны.
Удовлетворяя требования Р., суд пришел к выводу о необходимости применения в данной ситуации норм ст.103 Жилищного Кодекса РФ, в соответствии с которыми, в случае расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.
Определением кассационной инстанции решение Ельнинского районного суда оставлено без изменения, а кассационная жалоба В. без удовлетворения.
Военный прокурор Смоленского гарнизона в защиту интересов РФ, в пользу Ельнинской КЭЧ обратился в суд с к Г., о выселении из занимаемого ею специализированного служебного жилого помещения, а также снятии с регистрационного учета, обосновав свои требования тем, что 30.06.1998 г. Ельнинская КЭЧ на период трудовых отношений с Г., работавшему у них водителем, выделила ему и его семье двухкомнатную служебную квартиру.
Кроме того, как указано в иске, данное жилое помещение является федеральной собственностью, закреплено за Ельнинской КЭЧ на праве оперативного управления и Постановлением Главы Муниципального образования «Ельнинский район» № от 27.05.1998 года, включено в число «служебных».
09.09.1999 года приказом начальника Ельнинской КЭЧ № Г. был уволен с работы по собственному желанию. В соответствии с тем, что его супруга – Г. работала на должности кладовщика в Ельнинской КЭЧ, вопрос об их выселении из занимаемого служебного жилого помещения администрацией Ельнинской КЭЧ не ставился.
Приказом начальника Ельнинской КЭЧ МВО № от 14 ноября 2005 года Г. была уволена с работы за прогул. В связи с этим квартиросъемщику Г. было направлено предупреждение № от 29.06.2006 года о необходимости освободить занимаемое им и членами его семьи служебное жилое помещение.
Полагая, что прекращение трудовых отношений является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения и выселения ответчика из занимаемой им служебной квартиры, истец просит суд иск удовлетворить.
Разрешая спор суд руководствовался ч.3 ст.104 Жилищного Кодекса РФ, вступившего в действие с 1.03.2005 года, в силу которой договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прекращение которых является основанием для его расторжения. Данное правило полностью согласуется с положениями Жилищного Кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления Г. и его семье служебного жилого помещения.
Определением кассационной инстанции решение Ельнинского районного суда оставлено без изменения, а кассационная жалоба Г. без удовлетворения.
Защита прав потребителей.
Обнаружение в сотовом телефоне в течение гарантийного срока дефекта, не устраненного многочисленными ремонтами повлекло удовлетворение требований истца о расторжении договора купли-продажи, возмещении стоимости сотового телефона и компенсации морального вреда.
К. обратилась в суд с иском к ООО «Евросеть Центр» о расторжении договора купли-продажи, взыскании материального ущерба и возмещении морального вреда, мотивируя свои требования тем, что в магазине «Евросеть Центр» приобрела сотовый телефон SAMSUNG SGH- D 800, стоимостью 8499 рублей. Телефон был приобретен ею в кредит и стоимость телефона с учетом сумм, затраченных на погашение кредита и процентов по нему, составила 12250 рублей. В течение гарантийного срока телефон по различным причинам неоднократно выходил из строя и подвергался ремонту в гарантийной мастерской. По поводу выявленных неисправностей в телефоне К постоянно обращалась в магазин. Ей предлагали сдать телефон для проверки его качества, но вместо этого систематически ремонтировали телефон и возвращали ей. Последний раз ей предложили сдать телефон для проверки технического состояния в автоматизированном сервисном центре ЗАО «Глобал Коммуникейшен Системз». Проверка качества телефона производилась без участия К. после чего телефон вновь вышел из строя. При обращении к продавцу, она была вновь направлена в сервисный центр, где неисправность была устранена без оформления документов на произведенный ремонт. Устав ремонтировать телефон К. обратилась к продавцу с просьбой принять товар и вернуть ей деньги за телефон. Однако получила отказ со ссылкой на то, что сотовый телефон является технически сложным механизмом и возврат его продавцу возможен лишь при выявлении существенных недостатков. Истица обратилась в суд с иском о расторжении договора купли-продажи и взыскании с ответчика в ее пользу денег за телефон в сумме 12250 рублей, неустойки в размере 28787 рублей 50 копеек, возмещении морального вреда в сумме 5000 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка № 35 Ельнинского района исковые требования К. удовлетворены частично: договор купли-продажи сотового телефона SAMSUNG SGH- D 800 , заключенный между К. и ООО «Евросеть Центр» расторгнут. С ООО «Евросеть Центр» в пользу К. взыскано: в счет возмещения стоимости телефона 12250 рублей, требования о взыскании неустойки удовлетворены частично: взыскана неустойка в размере стоимости телефона в сумме 12250 рублей, компенсация морального вреда в сумме 5000 рублей, затраты на проведение экспертизы в сумме 1625 рублей. Кроме того с ООО «Евросеть Центр» в доход государства взыскан штраф в сумме 6125 рублей 00 копеек, госпошлина в сумме 467 рублей.
Апелляционной инстанцией решение мирового судьи судебного участка № 35 оставлено без изменения.
Вопросы трудового законодательства.
Увольнение директора школы по п. 2 ст. 278 ТК РФ судом признано законным и истцу в иске отказано.
Ц. обратился в суд с иском к Отделу образования Администрации муниципального образования «Ельнинский район» Смоленской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и взыскании компенсации морального вреда. В обоснование своих требований истец указал, что работал в должности директора М. муниципальной основной общеобразовательной школы Ельнинского района Смоленской области. Приказом № 25-ЛС от 1.09.2008 г. он уволен с занимаемой должности по п. 2 ст. 278 ТК РФ с 1.09.2008 г. Однако увольнение считает незаконным, поскольку трудовые отношения с ним были прекращены в период реорганизации М. школы и присоединения ее к К. муниципальной средней общеобразовательной школе. Считает, что в отношении него при увольнении должны были руководствоваться нормами законодательства, регулирующего порядок увольнения при сокращении штатов. Применение в отношении него дополнительного основания увольнения лишило его права преимущественного оставления на работе.
Судом установлено, что решение об увольнении Ц. по п. 2 ст. 278 ТК РФ принято Главой МО «Ельнинский район».
Согласно Уставу МО «Ельнинский район» прием и увольнение руководителя муниципальных предприятия, учреждения, организации осуществляется Главой МО «Ельнинский район».
Таким образом, решение о прекращении трудовых отношений с Ц. принято уполномоченным лицом в рамках заключенного с истцом трудового договора и действующего трудового законодательства, который вправе был расторгнуть с Ц. трудовой договор по основаниям, изложенным в п. 2 ст. 278 ТК РФ и воспользовался этим правом. Ц. в судебном заседании не оспаривал, что он как руководитель мог быть уволен по ст. 278 ТК РФ. Однако, в данном случае имела место реорганизация и он должен был быть уволен по другим основаниям.
Суд пришел к выводу, что эта позиция истца основана на неправильном толковании норм права.
Законодательством собственнику предоставлено право расторгнуть трудовые отношения с руководителем по п. 2 ст. 278 ТК РФ в любой момент без объяснения причин при отсутствии виновных действий руководителя. При этом, по смыслу действующего законодательства суд не вправе вдаваться в обсуждение причин увольнения по п. 2 ст. 278 ТК РФ, поскольку данные полномочия являются исключительным правом уполномоченного органа либо собственника имущества юридического лица.
Судом установлено и Ц. это обстоятельство в суде не оспаривалось, что процедура увольнения истца по п. 2 ст. 278 ТК РФ, ответчиком соблюдена: он поставлен в известность о предстоящем увольнении по п. 2 ст. 278 ТК РФ и ему выплачена компенсация в размере трехкратной среднемесячной зарплаты. Размер этой суммы истцом не оспаривался.
Утверждения истца о том, что он при увольнении был поставлен в неравные условия с другими работниками школы, и имела место его дискриминация, суд признал надуманными. Поскольку доказательств в подтверждение этих доводов истцом суду не представлено, а в суде не добыто.
С учетом вышеуказанных обстоятельств суд отказал Ц. в удовлетворении его исковых требований к Отделу образования Администрации муниципального образования «Ельнинский район» Смоленской области о восстановлении на работе в должности директора М. муниципальной основной общеобразовательной школы, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Определением кассационной инстанции решение Ельнинского районного суда оставлено без изменения, а кассационная жалоба Ц. без удовлетворения.
Суд, рассмотревший дело, может произвести индексацию взысканных сумм, если с момента вынесения решения до его исполнения взысканные суммы обесценились.
В ноябре 2008 года в суд обратилась Б. о взыскании суммы расчета при увольнении.
По делу видно, что 14 марта 2008 года Б. уволена в связи с сокращением штата работников организации, однако расчет при увольнении произведен не был, задолженность составила 5278,80 рублей. Сумма задолженности не выплачена по день рассмотрения дела. Б. просила суд взыскать задолженность и произвести индексацию взысканных судом денежных сумм на день исполнения решения.
Суд, руководствуясь ст.208 ГПК, произвел индексацию взысканных сумм с учетом 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки, начиная с 15 марта 2008 года по день фактической уплаты суммы должником.
Решение 2-202
Судебная практика по уголовным делам.
Совершение преступления в присутствии лица, с которым ранее было совершено однородное преступление по предварительному сговору группой лиц, не образует состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 161 УК РФ.
Ельнинским районным судом Б. и К. осуждены по п. « а» ч. 2 ст. 158 УК РФ за то, что в ноябре 2007 года по предварительному сговору между собой путем свободного доступа проникли в ангар ООО УСК «Стальвторчермет» и похитили запчасти от автомашины ГАЗ 53 на общую сумму 1400 рублей. Кроме того К. осужден по ч. 1 ст. 161 УК РФ за то, что он 5.11.2007 г. находясь в помещении сторожки ООО УСК «Стальвторчермет» в присутствии Б. открыто похитил автомобильную аккумуляторную батарею, стоимостью 1800 рублей.
Кассационной инстанцией приговор изменен: действия К. переквалифицированы с ч. 1 ст. 161 УК РФ на ч. 1 ст. 158 УК РФ по тем основаниям, что хотя преступление К. совершено и в присутствии Б., однако это не дает оснований для признания хищения открытым, поскольку оба они связаны преступной наклонностью к совершению преступлений, ранее уже совместно совершали хищение чужого имущества из этой же организации.
Совершение тайного хищения одними и теми же лицами, из одного и того же источника, одним и тем же способом суд расценил как продолжаемое преступление.
Органами предварительного следствия действия С. по двум эпизодам хищения имущества Ф., совершенных 10 и 11.02.2008 г. из его дома квалифицированы как два самостоятельных преступления, предусмотренные п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ. Однако суд пришел к выводу о наличии в действиях С. по указанным эпизодам продолжаемого преступления, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства: имущество похищалось из одного и того же источника – дома Ф., одними и теми же лицами, одним и тем же способом – путем проникновения через разбитое оконное стекло в веранде дома, оба эпизода имели место через непродолжительный промежуток времени - в течение суток. Действия участников преступления были объединены единым умыслом : украсть вещи для обустройства другого помещения, где и были впоследствии обнаружены. Придя к выводу о том, что в действиях С. продолжаемое преступление, суд исключил из обвинения С. дополнительную квалификацию по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ как излишне вмененную.
Действия виновного по умышленному причинению средней тяжести вреда здоровью обоснованно квалифицированы судом по ст.112 ч.1 УК РФ.
Ж. предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ст.112 ч.2 п. «г», ст.213 ч.1 УК РФ.
Из материалов дела видно, что Ж. на почве неприязненных отношений умышленно произвел четыре выстрела из травматического оружия в К, в результате чего ему причинен вред здоровью средней тяжести.
Суд переквалифицировал действия Ж., на ч.1 ст.112 УК РФ, и оправдав его по ст.213 ч.1 УК РФ, мотивируя тем, что умысел виновного не был направлен на нарушение общественного порядка.
Определением кассационной коллегии по уголовным делам приговор оставлен в силе.
Приговор 1-46.
Районным судом М. отказано в возбуждении уголовного дела по ст.167 ч.1 УК РФ, поскольку суд не вправе возбуждать уголовные дела.
Из материалов дела установлено, что М. обратилась в суд с жалобой на действия должностных лиц, а именно обжалование постановлений и.о. дознавателя ОВД об отказе в возбуждении уголовного дела и возбуждении уголовного дела районным судом.
Согласно главы 20 уголовного законодательства суд не наделен правом возбуждения уголовных дел публичного характера.
Постановление 2-146